Система ESP: что это такое и как работает в автомобиле

Как работает система ESP в автомобиле, что это такое вообще? Это опция поддержания курсовой устойчивости при проезде крутых поворотов. Если водитель выбирает неправильный угол поворота рулевого колеса во время движения, датчики посылают сигнал об этом на блок управления. Он обрабатывает информацию и затормаживает одно из колес принудительно. За счет исключения одного из колес из движения транспортное средство получает дополнительный угол поворота. И таким образом получается обойти препятствие без сноса и столкновений. Это самое простое объяснение, как работает ESP в автомобиле и что это такое. А теперь разберем подробнее это понятие.

Что это такое?

Современный автомобиль в настоящее время представляет собой сочетание множества достижений в области электроники, которые воплощены в качестве различных элементов. Одной из таких является система курсовой устойчивости ESP в авто, одна из самых базовых в современных комплектациях. Появилась она в серийном производстве около 25 лет назад, но до сих пор у автовладельцев есть вопросы по ней.

И самый главный о самом понятии. Система стабилизации ESP: что это такое в автомобиле? Это опция по поддержанию и контроля устойчивости машины на дороге. Известно, что на больших скоростях, особенно при прохождении поворотов, есть вероятность появления эффекта «избыточной» или «недостаточной» поворачиваемости рулевого управления. На практике это выражается в выборе неправильного угла поворота рулевого колеса при заданной подаче топлива и в результате сноса автомобиля на обочину или, что хуже, на полосу встречного движения. В обоих ситуациях это чревато возникновением аварийной ситуации, поэтому перед автомобильными инженерами встала задача решить эту проблему. Так появилась система электронного контроля устойчивости ESP, назначение которой поддержание динамического и курсового баланса при движении транспортного средства.

Как работает?

Принцип работы системы ESP в автомобиле строится на сигналах, посылаемых датчиками. Что было понятнее, рассмотрим, как проявляет себя система динамической стабилизации ESP на примере реальной дорожной обстановки. Например, необходимо быстро объехать препятствие с правой стороны. По причине высокой скорости система управления курсовой стабилизации автомобиля понимает, что водитель недостаточно повернул рулевое колесо и есть вероятность врезаться в препятствие. В этот момент даётся команда на затормаживание заднего правого колеса, появляется мгновенный центр вращения, таким образом появляется дополнительный угол поворота за счёт исключения одного из колёс. В результате машина объезжает препятствие без столкновения.

Кроме того, противозаносная система ESP может вмешиваться в работу топливного элемента устройства двигателя, изменяя дозировку подачи топлива, тем самым независимо от водителя дублируя работу педали газа. Большой разницы в принципе действия ESP как работает на механике опция и как на автомате, нет. Увеличить или уменьшить тяговый момент авто можно, если комплектация подразумевает использование автоматической трансмиссии. В этом случае ESP работает на автомате вместо водителя, включая в определённый момент повышающую или понижающую передачи. На продвинутых моделях с электрическим усилителем рулевого управления функция может посредством его изменять самостоятельно угол поворота рулевого колеса.

В современных автомобилях ESP работает одновременно с ABS, пробуксовочной и другими элементами. Они постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, облегчая управление в необходимый момент.

Из чего состоит?

Следующий вопрос, который стоит затронуть, из чего и каких составляющих состоит функция?

Разделим компоненты на 3 группы составляющих: информационные, анализирующие (управляющие) и исполнительные. А теперь о каждой из них более подробно:

1) Информационные. Это датчики, от которых блок получает ту или иную информацию о поведении в данный момент транспортного средства на дороге. К таковым относятся:

  • Колёсные датчики — установлены в районе ступиц и импульсными сигналами передают информацию в блок управления о скорости движения. На основании сигналов от этих датчиков работают кроме курсовой устойчивости, и другие элементы управления авто: ABS, ESP, антипробуксовочная система и другие.

  • Датчики педали тормоза и газа. Дают информацию о манипуляциях водителя и манере езды в данный момент.
  • Датчик поворота рулевого колеса информирует о степени отклонения руля от нейтрального (прямолинейного) положения
  • Датчик поворота кузова вокруг вертикальной оси показывает степень сноса кузова
  • Датчик поперечного ускорения (G-сенсор) определяет положение автомобиля в пространстве.

2) Управляющие. К ним относится электронный блок управления, который анализирует полученную информацию от датчиков и выстраивает логику работы. Также он даёт команды исполнительным устройствам алгоритм дальнейшей работы.

3) Исполнительные механизмы, которые выстраивают алгоритм собственной работы в соответствии с командами от блока управления. К таковым относятся:

  • Блок управления ДВС изменяет степень подачи топлива в цилиндры и таким образом регулируя скорость движения автомобиля.
  • Клапаны гидроблока АBS. Через них регулируется подача тормозной жидкости к колёсным цилиндрам, осуществляя торможение колёс.

Есть ли опция на авто?

Чтобы определить, есть ли функция поддержания и контроля курсовой устойчивости в комплектации вашего автомобиля, нужно проделать следующие действия:

  1. Включить зажигание в машине
  2. Если на щитке приборов наравне с другими кратковременно загорается на 2-3 секунды индикатор системы ESP (иконка «скользкая дорога» или » ESP»), то такая опция присутствует.

Кроме того, признаком наличия функции стабилизации является кнопка с надписью «ESP OFF» на панели органов управления включения различных опций.

Понять наличие и для чего нужна система ESP в автомобиле можно при тестовой поездке. Для этого вам необходимо на пустынном участке сухого асфальтового покрытия (чтобы избежать столкновения с другими автомобилями) разогнаться и войти в крутой поворот, резко повернув рулевое колесо. Тем самым мы сымитируем неправильную траекторию прохода криволинейного участка дороги. Как только вы почувствуете, что как будто «невидимая рука» совместно с вами управляет автомобилем, то можно говорить, что функция в машине присутствует. Если же ничего не происходит, то постарайтесь плавно, без резких движений пройти поворот, не бросая педаль газа. Этим самым вы избежите попадания в занос.

Что означает значок на приборной панели?

Многих автомобилистов, кроме всего прочего, волнует вопрос: что означает значок ESP на приборной панели и стоит ли переживать из-за него? Поэтому если вы тоже задаетесь вопросом, что ESP в автомобиле горит, что это за значок такой.  Ну и скорее всего, вас также будет волновать также можно ли и дальше эксплуатировать автомобиль, если надпись на приборной панели не гаснет. Разберём наиболее частые ситуации:

  • При езде на щитке периодически загорается индикация «скользкой дороги». Она кратковременно то появляется, то пропадает. При длительной поездке не проявляется. Сразу скажем, что страшного ничего нет, эксплуатация транспортного средства разрешена. Дело в том, что скорее всего вы проезжаете участок дороги с неровностями и система фиксирует кратковременные перебои, связанные с отрывом колес от дорожного покрытия. В блоке управления фиксируются кратковременные ошибки, которые потом стираются из памяти, стоит лишь выехать на дорогу с ровным рельефом дорожного полотна.
  • Если на приборной панели постоянно горит значок ESP, то это говорит, что в памяти блока присутствует нестираемая ошибка. В этом случае конечно лучше обратиться на СТО, где имеется соответствующее оборудование для диагностики. В ситуации, когда до сервисной станции довольно долго добираться, следует не развивать больших скоростей и не пытаться совершать резких и опасных манёвров. Как правило, при выявлении внутренней ошибки блок управления отключает опцию полностью самостоятельно для избежания некорректного вмешательства в работу других элементов.

  • Обратите внимание, какая именно надпись горит на щитке приборов. Если к значку или индикации системы курсовой устойчивости добавлена надпись «OFF», то в данном случае это означает, что опция была отключена в принудительном порядке. Такая функция предусмотрена практически во всех моделях, которые представлены на российском авторынке. Чтобы включить вновь функцию, необходимо найти кнопку активации, которая находится на панели кнопок управления различных функций. Как правило, значок на щитке приборов совпадает с надписью на кнопке.

Где находится датчик?

Как мы рассказывали выше, в систему курсовой устойчивости входит несколько датчиков. В том числе и датчик ESP, что это такое и где он находится, сейчас расскажем. Отметим сразу, что некоторые из датчиков невозможно увидеть без разбора того или иного элемента, а есть и те, что находятся в открытом доступе. К скрытым относятся:

  1. Датчик положения рулевого колеса. Как правило, находится на рулевой колонке и увидеть его можно только сняв рулевое колесо.
  2. G-сенсор. Обычное месторасположение в районе рычага стояночного тормоза, чтобы добраться, необходимо предварительно снять пластиковые накладки кожуха

Датчики, которые увидеть без особых усилий:

  • Датчики педалей тормоза и газа находятся внизу водительского места рядом с соответствующими педалями. Ещё называются «мышонками» или «лягушонками».
  • Колёсные датчики установлены в районе ступиц, для обзора достаточно снять колесо с оси автомобиля (для дисковых тормозных механизмов).

Как правильно пользоваться?

На самом деле правил по использованию системы курсовой устойчивости не существует: она либо работает, либо нет, и то с небольшой оговоркой. На современных моделях производители всё более уходят от полного отключения системы по желанию владельца. Например, на некоторых автомобилях система включается при скорости от 80 км/ч даже при нажатой кнопке «OFF». Таким образом происходит контроль за активной безопасностью транспортного средства.

Стоит ли отключать?

С момента появления системы контроля курсовой устойчивости появились как её поклонники, так и её противники. У каждой из групп есть  доводы и доказательства в пользу своей теории. О случаях из практического вождения, когда уместно на время отключить ESP, мы подробно рассказали в другой статье. Высказывая своё мнение на вопрос пользоваться или отключать системы мы ответим так: она действительно помогает при вождении, поэтому отключать её стоит лишь в случаях, когда вы полностью уверены в своих силах и готовы адекватно реагировать на изменчивую дорожную обстановку.

Сегодня мы рассказали про ряд таких вопросов как что такое система динамического контроля, лампа ESP что это, в машине горит горит ошибка что делать и т.д. Надеемся, что изложенный материал был вам интересен. Ждём ваших отзывов в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *