Система АБС в машине: что это за диво-дивное?

Система АБС предназначена для того, чтобы уберечь наш автомобиль от блокировки колес во время торможения. Узнать ее можно легко по индикации на приборной панели. Но давайте разберем подробнее, для чего нужна система АБС в машине, что это такое и как работает в авто.

Что это такое?

Итак, начнем с главного. Что такое АБС в автомобиле и что означает эта аббревиатура? АБС — это специально разработанная система, которая должна помочь избежать блокировки колес. В случае, если при торможении возникает угроза того, что колесо заблокируется, на блок управления будет послан сигнал и давление будет перераспределено. Но подробнее о принципах работы поговорим позднее. А пока. Как расшифровывается абс в машине? Аббревиатура ABS (Anti-lock braking system) или АБС в русской языке расшифровывается как антиблокировочная система. Теперь из самого названия становится понятно, о чем идет речь и для чего это нужно. Цель его предотвратить блокировку колёс при торможении.

Зачем нужно?

Зачем нужна система abs в автомобиле, что это и для чего? Дело в том, что при резком торможении у колес есть свойство блокироваться, т.е. идти «юзом» т.е. машину несёт вне зависимости от действий водителя . Конечно, при резком замедлении эффективность торможения резко возрастает, но при этом колёса теряют сцепление с дорожным покрытием. Это сразу сказывается на управляемости автомобиля, машина уходит в неуправляемый занос, что чревато возникновением аварийной ситуации. Водители с большим стажем вождения в таких ситуациях применяют торможение, воздействуя на педаль тормоза прерывисто, т.е. то нажимая, то отпуская её. Однако не все автовладельцы обладают необходимыми навыками и опытом , чтобы правильно оценить дорожную обстановку в данный момент и принять правильное решение. Поэтому принцип работы абс на автомобиле направлен на недопустимость блокировки колёс, тем самым обеспечивая активную безопасность водителя и пассажиров.

Тут, кстати, в ход вступает и законодательство. Оно регламентирует, само понятие «Система абс тормоза», что это такое, вообще для чего нужен в автомобиле и что система торможения abs торможения должна обеспечить. В частности:

  1. Минимальный тормозной путь в соответствии с правилами и нормами ГОСТ, ЕЭК ООН и т.д.
  2. Сохранение устойчивости кузова при торможении
  3. Обеспечить в любых условиях информативную управляемость автомобиля
  4. Уметь приспосабливаться к изменяющимся дорожным условиям
  5. Обеспечить возможность торможения даже при выходе из строя самой АБС.

Что входит в состав?

Мы уже рассмотрели, что такое абс в автомобиле. Теперь поговорим про принцип, устройство и как работает система абс на автомобиле при торможении. Антиблокировочная тормозная система abs любого производителя включает в себя следующие компоненты:

  1. Датчики
  2. Электронный блок управления
  3. Гидроблок

Начнем с датчиков — их задачей является передавать информацию об угловой скорости колеса, скорости падения автомобиля, давлении тормозной жидкости в системе и т.д. Датчик АБС в настоящее время представляют собой ротор , который представляет собой зубчатый диск или кольцо с перфорацией, он закреплён на колесе, а также катушки индуктивности, установленной с некоторым зазором относительно зубчиков.

По типу сигналов датчики делятся на следующие группы:

  • Пассивные — принцип их действия основан на свойстве электромагнитной индукции. Сам датчик представляет собой магнитный сердечник, вокруг которого обмотана медная проволока. Он находится рядом с зубчатым сектором («гребёнкой») ступицы или привода колеса. Пока система находится в покое (автомобиль неподвижен) , тока в паре нет. Как только автомобиль начинает движение, по закону электромагнитной индукции магнитное поле датчика становится переменным, в результате чего появляется переменный ток, частота которого зависит от скорости движения автомобиля.

К достоинствам пассивных датчиков относят отсутствие обязательного внешнего питания и простоту конструкции, к недостаткам зависимость от скорости движения, поэтому на малых скоростях они неэффективны.

  • Активные-работают на эффекте Холла: в датчик скорости устанавливается микросхема с постоянным магнитом, сам датчик расположен зубчатого колеса привода либо кольца с намагниченными участками. При начале движения мимо датчика начинают проходить зубчики , это приводит к изменению тока в датчике и , соответственно, импульсов от него.

К достоинствам можно отнести срабатывание при любой скорости, к недостаткам-дороговизна и потребность в питании напряжением.

По типу исполнения колесные датчики различают на прямые и угловые. У прямых с одного торца устанавливают чувствительный элемент, а с другого разъём, у угловых соответственно разъём углового типа.

Далее рассмотрим электронный блок управления-функция данного устройства состоит в преображении сигналов от колесных датчиков в сигналы формы меандра.

В зависимости от частоты импульсов им подсчитывается скольжение каждого из колёс, и на основании заложенной программы определяется степень блокировки колеса. Далее в зависимости от выбранной программы он передаёт команды на  гидроблок -исполнительное устройство, регулирующее давление тормозной жидкости в тормозных цилиндрах колёс. Как ещё работает блок на автомобиле? При обнаружении отказа в системе, часть неисправная её часть отключается и блоком формируется код неисправности, которая может считываться диагностическим прибором на СТО.

В состав гидроблока входит кулачковый насос, электромагнит с впускным или выпускным клапанами, гидроаккумулятор, демпферные камеры и электродвигатель.

Гидроблоки различаются по типу устройств: клапанное, золотниковое, диафрагменное , смешанное. По типу циклов они рабочих циклов разделение идет на двухфазные (нарастание-сброс давления) и трёхфазные (сброс-выдержка-нарастание давления).

Как видите, ничего сложного. Но эта информация, что значит ABS в машине и как он устроен, может здорово помочь на дороге.

Принцип работы

Рассмотрим теперь  принцип работы антиблокировочной системы. Итак, как работает АБС на автомобиле при торможении. В основе принципа действия устройства лежат 3 этапа:

  1. Повышение давление в системе водителем за счёт воздействия на педаль тормоза. При этом впускные клапана открыты, а выпускные закрыты.  Если блоком управления замечено, что скорость вращения колеса резко замедляется, то впускной клапан переводится в закрытое положение , при этом выпускной всё также закрыт.
  2. После закрытия впускного клапана начинается второй этап-при достижении момента близкого к блокировке колеса, выпускной клапан открывается и тем самым давление в системе падает, тем самым растормаживая колесо.
  3. Сброс давления в системе-открывается выпускной клапан, из-за чего давление сбрасывается (в колесе или контуре в зависимости от логики программы). Освободившиеся объёмы тормозной жидкости для компенсации поступают в гидроаккумулятор, а затем в ресивер. Впускной клапан при этом закрыт. После стабилизации к заданным параметрам , выпускной клапан автоматически закрывается.

Затем впускной клапан вновь открывается и весь цикл повторяется вновь.

Плюсы и минусы

Как любая система , ABS имеет свои достоинства и недостатки, перечислим её плюсы и минусы. Преимущества:

  • Сохраняется управляемость транспортным средством
  • Уменьшение тормозного пути при твёрдом дорожном покрытии
  • Улучшение процесса эффективности торможения
  • Маневренность авто при скользком дорожном покрытии улучшается

Недостатки:

  1. Нельзя демонтировать систему без последствий для безопасной эксплуатации автомобиля
  2. Увеличение тормозного пути при рыхлом дорожном покрытии
  3. Выход из строя колёсных датчиков может привести к неправильной работе системы

Надеемся, что информация данного материала оказалась вам полезной, ваши отзывы ждём в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *