Тормозной путь с АБС и без: есть ли разница?

Становится ли короче тормозной путь с АБС и без него расстояние становится намного больше? Смотря о каком покрытии речь: на сухом асфальте, да, а по льду и рыхлому снегу, нет. Там это расстояние станет в разы больше. Система будет срабатывать, но толку от нее не будет. Объясним эту логику подробнее.

Увеличивает или сокращает?

Рассмотрим влияние АБС на длину тормозного пути. Датчики, установленные в колёсах, регистрируют угловую скорость колёс и передают информацию от них в блок управления. А тот в свою очередь в зависимости от скорости движения автомобиля выбирает оптимальную программу торможения для текущих условий. Таким образом, тормозной путь с АБС и без зависит от «логики» торможения. Например, если у вас нет АБС, то при резком торможении на сухом асфальте колеса полностью блокируются. В месте соприкосновения резины и асфальта возникает трение, происходит разогрев, небольшое скольжение и автомобиль останавливается не сразу, а лишь через какое-то время. Это что касается торможения на сухом дорожном покрытии. Если же взять результаты торможения на мокром, то здесь торможение  abs увеличивает тормозной путь примерно на 25%. Приведем итоги исследований , показывающих, АБС увеличивает тормозной путь или уменьшает при торможении со скорости 50 кмч:

  1. По льду с АБС составляет 25 метров, без 12 метров
  2. Рыхлый снег-23 и 12 м соответственно
  3. Сухой асфальт — 7,5 и 10 м.

На основании этих цифр, выводы очевидны, на сколько тормозной путь больше с АБС, чем без неё. Плюсы видны только при торможении на сухой поверхности. Однако, что лучше АБС или простые тормоза, лишь на этом исследовании сказать нельзя. По названию системы сразу можно понять, для чего она создавалась. Чтобы предотвратить блокировку тормозов и тем самым сохранить управляемость и избежать столкновения с каким-то препятствием, а не просто сократить тормозной путь. Таким образом, ставить крест на системе лишь по результатам теста тормозной путь короче с АБС или без как минимум нерационально.

Если вы новичок и ещё не сталкивались с ней, то попробуйте потренироваться заранее.  Приготовьтесь сразу к резким толчкам от педали тормоза при резком нажатии-это будет говорить, что система работает. Реакции от рулевого управления более плавные и замедленные, чем при торможении без АБС, поэтому старайтесь «заруливать» заранее, пытаться предугадать дорожную обстановку. Примените экстренное торможение на пустынной дороге, это поможет вам понять логику работы системы, выработать собственный стиль в разных погодных условиях. Вы на собственном опыте самостоятельно сделаете вывод сокращает ли АБС тормозной путь или наоборот увеличивается он. Правильно сделанные выводы в будущем помогут избежать как минимум кузовного, а может и сохранить здоровье или даже жизнь свою и близких вам людей.

Таким образом, на вопрос увеличивает ли АБС тормозной путь однозначно и сразу ответить нельзя. Всё зависит от погодной и дорожной обстановки, опыта вождения. Поэтому как лучше с АБС или без споры так и останутся, будут приводиться новые доводы в пользу того или другого.

История разработок

ABS на данный момент воспринимается автолюбителями как нечто собой разумеющееся, однако на первых автомобилях её не было. Лишь по мере совершенствования технологий и всё возрастающим требованиями появилась необходимость в её появлении.

А начиналось всё с самолетостроения, где актуальной проблемой на тот момент была необходимость предотвратить переворачивание воздушного судна, так как в то время отсутствовала носовая стойка шасси. Исследования были направлены не только на предотвращении блокирования колёс при торможении на полосе, но и при этом сделать равной частоту вращения всех колёс шасси.

Наконец прогресс постепенно начал приходить и автомобильную отрасль. Первые модели шли с тросовым приводом тормозов, что требовало от водителя больших усилий, что естественно сказывалось на реакции водителя и работе тормозной системы. Появление в дальнейшем гидравлической системы также до конца не решало проблему блокировки тормозных механизмов при экстренном торможении.

На автомобили ставились все более и более мощные моторы, поэтому становилось актуальным сохранить управляемость машиной при торможении с большого порога скорости, поэтому вопрос нужна или нет система помощи при торможении уже не стоял. Первые попытки создать работающую антиблокировочную систему появились в 30-40-х годах прошлого века, однако из-за низкого уровня развитости электроники дело остановилось.

В 1970 году появилась первая система, работоспособная, ставшая прообразом современных. Её принцип основывался на выравнивании угловых скоростей колес разных колёс. Регулируя частоту вращения, доводя её до одинакового уровня по всем колесам, получали в итоге равномерное торможение. В состав АБС входили датчики скорости, тормозные гидравлические контура и электронный контроллер.

На данный момент в состав АБС входят основные элементы:

  • Колёсные датчики-по импульсам, исходящим от них, модуль рассчитывает скорость вращения и на основе анализа производится расчёт исполнительным механизмом.
  • Исполнительный механизм(гидроблок)-предназначен для перевода языка электронных команд блока управления в алгоритм гидравлического давления тормозной жидкости в системе. Состоит из: электромагнитных клапанов (впускных и выпускных), аккумуляторов давления, амортизационной камеры и насоса.
  • Блок управления («мозг») системой-принимает информацию в виде импульсов от датчиков колёс , обрабатывает и в зависимости от заложенной в него программой даёт команды на исполнительный механизм как действовать в той или иной обстановке.

Эволюция развития системы на данный момент переживает 5 этап развития. Первое поколение появилось в 1978 году, на смену второе пришло уже в 1980-м, третьего пришлось ждать до 1995. Четвёртое ждало до 2003 года, когда прогресс позволил встать на новый виток развития.

Вроде бы всё предельно понятно: прогресс предлагает новые инновационные средства, которые упрощают процесс эксплуатации. Однако вопрос АБС хорошо или плохо сразу же возник, как она появилась. Сторонники и противники до сих пор не успокоятся и приводят свои доводы в споре: АБС помогает или нет. Аргументов с той и другой стороны приводится немало, попробуем и мы разобраться  в этом вопросе.

В комментариях расскажите своё мнение о полезности применения антиблокировочной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *