Как тормозить с АБС правильно и не напортачить

Как тормозить с АБС правильно? Желательно тормозить не только нажатием на тормоз, но и подключать двигатель. Кроме того, внимательно следите за дорожными условиями и готовьтесь к тому, что тормозить заранее. Плавно крутите рулевое колесо и не бейте по тормозам. В целом ничего сложного. Но помните о безопасности. Ведь тормозить нужно правильно.

ABS (антиблокировочная система) была создана для помощи водителю при выполнении торможении как при обычной дорожной обстановке, так и при возникновении экстремальной ситуации. Её основной функцией является предотвратить торможение с заблокированными колёсами и, как следствие, сохранить контроль над управляемостью автомобиля. Многие водители полагают, что система полностью контролирует процесс торможения, однако это не так. Если самому не учитывать некоторые дорожные условия, то можно оказаться на обочине, или, что ещё хуже, на встречной полосе. Поговорим сегодня, как правильно тормозить с АБС в различных погодных и дорожных условиях. Также расскажем о нюансах использования системы с автоматической трансмиссией и механической КПП.

Как тормозить зимой?

Начнем с того, как тормозить во время зимнего вождения как наиболее экстремального в плане эксплуатации. Оговоримся сразу, что разговор будет вестись при соблюдении условий:

  • Вид резины соответствует времени года, т.е. в зимнее время используются ошипованная или «липучка». Как правило, для условий городского движения достаточно использовать «липучку», если же эксплуатация происходит на обледенелых участках, утрамбованному снегу или насту, то лучше использовать резину с шипами.

  • Давление в шинах должно соответствовать значениям, рекомендованными производителем. Заниженное давление не улучшит сцепление с покрытием, как считают некоторые, а лишь ускорит срок износа покрышек.

При соблюдение этих условий считается, что факторы, которые могут увеличить тормозной путь или затруднить торможение, отсутствуют.

Теперь поговорим, как правильно тормозить с АБС на механике зимой. Вот несколько несложных и понятных интуитивно правил:

  • На автомобилях с механической коробкой переключения передач при торможении помимо обычных механизмов можно использовать ещё один — двигатель. Дело в том, что посредством педали сцепления имеется возможность подключать или отключать двигатель к трансмиссии. Таким образом, если убрать ногу с педали газа, в топливную систему практически не будет поступать смесь для воспламенения. Двигатель будет заглушаться и станет динамическим тормозом — дополнительным весом к массе автомобиля. На этом основывается принцип «торможения двигателем» -убираем ногу с педали газа, при этом не нажимая на педаль сцепления. В результате получается эффект, как будто бы к машине присоединён прицеп. Естественно, что торможение улучшится. Необходимо только не забывать по мере снижения скорости переключаться на понижающие передачи, иначе машина может начать дёргаться и заглохнуть в самый ненужный момент.

  • Если предстоит вход в поворот, то тормозить АБС на автомобиле зимой лучше предварительно подготовившись. В зоне видимости снижаем скорость, плавно и не резко работая педалью тормоза. Если сделать это резко, то система может только ухудшить затормаживание, так как в силу особенностей она увеличивает тормозной путь на обледеневшем покрытии. По мере вхождения в поворот, неторопливо увеличиваем давление на педаль газа, рулевым колесом плавно повторяем траекторию поворота. При попытке автомобиля войти в занос, выруливаем рулевым колесом в сторону обратную ему.
  • Если препятствие, которое находится на вашем пути можно объехать, то лучше воспользоваться этой возможностью. Дело в том, что тормозной путь зимой увеличен по сравнению с летними условиями и можно просто не рассчитать правильную работу над педалью тормоза. Заблаговременно перестраиваемся в другую полосу и не отпуская педаль газа, затем снова встраиваемся в свою траекторию. Эта тактика себя оправдывает, ведь легче заранее перестроиться, чем судорожно вспоминать, правильно тормозить с АБС на льду, перебирая в уме возможные варианты.
  • Чтобы понять, как правильно пользоваться АБС на автомобиле зимой на дороге, по которой сейчас движется автомобиль, нужно дождаться, когда спереди до ближайшего препятствия будет безопасное расстояние (лучше конечно, в пределах видимости не было никого) и попробовать затормозить. Этим самым можно понять, как ведёт себя машина (насколько эффективно она помогает на данной дороге), блокируются ли колёса и сохраняется ли управляемость. Исходя из этого держать дистанцию до ближайшей машины исходя из полученной информации.

Как тормозить на автомате?

Сейчас проанализируем, как правильно тормозить с АБС зимой на автомате. В отличие от автомобиля с механической коробкой переключения передач, у автоматической нет жёсткой механической связи с двигателем. Это означает, что при торможении на автоматической трансмиссии осуществляется не совсем так, как работает АБС на автомобиле зимой на механике. Торможение двигателем здесь отсутствует, так как связь автомата и двигателя идёт через гидравлическую часть. Как тормозить при срабатывании АБС на автомате:

  • Если вы чувствуете, АБС бьет в педаль тормоза, то продолжаем держать ногу на педали. Биение говорит, что колеса не заблокированы и автомобилем можно управлять с помощью рулевого колеса.
  • В поворотах тормозить на гололеде с АБС правильно не трогая педаль тормоза, а управляя процессом педалью газа. Если резко бросить педаль газа и перейти на тормоз, то работа АБС не поможет, так как не успеет перестроить логику работы и машину обязательно занесёт.

  • Резкое движение рулевым колесом в поворотах приведет к неуправляемому заносу, поэтому правильно тормозить с системой АБС в автомобиле необходимо соблюдая баланс совместной плавной работы руля и увеличивая давление на педаль газа по мере выхода из поворота.
  • Про помощь от ручного тормоза забыть. Это не торможение летом, когда сцепление с сухой дорогой даёт дополнительный эффект. Машину на льду обязательно занесёт по непрогнозируемой траектории, а нам этого не надо ( это не относится к случаю, если мы отрабатываем навыки экстремального вождения).

Как тормозить экстренно?

А как нужно тормозить с АБС экстренно, если требуется предотвратить аварийную ситуацию? Здесь всё просто — резко и до упора ударяем ногой по педали тормоза — антиблокировочная система сама найдёт оптимальный алгоритм торможения и не даст возможности колёсам прекратить вращаться.

Опасно ли срабатывание?

При торможении в зимних условиях часто на педали тормоза чувствуются импульсные удары, которые отдаются на ноге. Многие недоумевают и спрашивают, что делать, если срабатывает АБС на машине? Может быть это опасно? Ответим на эти вопросы согласно нашему мнению:

  1. Срабатывание говорит, что система АБС на машине рабочая, можно пользоваться рулём и изменять траекторию движению по желанию водителя, а это говорит о сохранении безопасности вождения. Хуже, если система не работает.
  2.  Опасно будет, если педаль тормоза окажется в самом низу и от АБС не будет исходить сигналов. Это означает, что произошла блокировка колёс и машину несёт в неуправляемом направлении.

А какая техника торможения считается оптимальной, если на вашем автомобиле нет АБС или она отключилась по какой-то причине? В этом случае рекомендуется техника «прерывистого торможения». Она заключается в алгоритме нажатия на педаль тормоза: нажал-отпустил, нажал-отпустил и так несколько раз. Заканчиваем при полной остановке автомобиля. Этим самым мы имитируем работу антиблокировочной системы.

Надеемся, что мы ответили, как правильно использовать систему ABS. Ждём ваших отзывов в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *