Наладили ли поставки запчастей в Россию для автомобилей? Пока что, ситуация далека от стабильной. В общем и целом все детали прилично подскочили в цене. А многих зч либо нет в наличии вообще либо срок поставок увеличен в разы. А все началось с заявления о том, многие компании приняли решение покинуть российский рынок, что вызвало ажиотаж в первые дни после ввода санкций. Так что теперь приходится либо раскошеливаться и ждать, когда возобновятся поставки, либо искать аналоги. Благо их сейчас хватает. Итак, что сейчас происходит с поставками деталей в Россию и к чему стоит готовиться автовладельцам? Давайте разбираться!
Что происходит с поставками запасных частей для автомобилей?
События, которые произошли 24 февраля 2022 года, не могли не сказаться на всех областях жизни россиян. Нас как автовладельцев в первую очередь интересуют вопросы про поставки запчастей в Россию для автомобилей. Подорожают ли запчасти на авто в России или нет, перестанут поставлять совсем или только сократят объёмы поставок. Вопросов много, тема животрепещущая, касается той или иной стороной каждого россиянина.
Случилось то, во что не особо верилось, точнее не хотелось. Многие бренды автомобилей под предлогом несогласия либо полностью, либо частично приостановили официальную деятельность в нашей стране и не будут ввозить ТС. Их целый список, постараемся привести его в полном объёме: Мерседес, Форд, Шевроле, Бьюик, Кадиллак, Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, Бентли, БМВ, Рено, Ниссан, Вольво, Сузуки, Сканиа, Феррари, Порше, Ивэко. Список наверняка будет изменяться, пополняться или уменьшатся по именам, но уже сейчас можно судить о глобальности. Явно выраженным показателем стало прекращение поставок новых моделей автомобилей к официальным дилерам в автосалоны, или приостановка работы сборочных линий. Вот несколько примеров заводов, санкции на запчасти для авто в России для которых стали причиной остановки рабочей деятельности:
- Группа компаний «ГАЗ» в связи с уходом брендов Фольксваген и Шкода полностью остановлена сборка этих моделей, цеха реорганизуются под другие цели.
- АВТОВАЗ лихорадит постоянно из-за нехватки импортных комплектующих (в частности недопоставка идёт по микрочипам) для автомобилей.
- Завод «Рено» в Москве прекратил сборку моделей Duster, Arkana, Kaptur в марте. И не то, что пока не планирует начинать работу, но и продает свою долю.
Исходя из установившей ситуации, заводы стараются не предоставлять на свободную реализацию детали в розничные сети. Исключением является гарантийный ремонт, так как в российском законодательстве не предусмотрено смягчение пунктов в законе защиты прав потребителей в такой ситуации. Говоря простым языком, нехватка запчастей для автомобилей в России не является причиной в отказе ремонта на гарантийной основе. Поэтому поставкам быть, но только не для покупки.
Есть ли дефицит?
Несомненно, у брендов, которые покинули российский рынок, товары находятся в строжайше ограниченном количестве на остатках или совсем отсутствуют. Конечно точно сказать, какие запчасти запретили в России на авто для ввоза сказать невозможно, так как всегда присутствует вероятность возвращения на рынок. Если взять нынешний момент, то например, в области шин для автомобилей ушли с рынка такие гиганты, как Континенталь, Бриджстоун и Мишлен. У этих марок в России много поклонников, поэтому для них уход станет скорее всего ощутимой потерей. В то же время концерн Нокиан заявил, что не собирается закрываться и снижать темпы поставок и производства шин в Российской Федерации. Китайские производители кстати заявили о своём желании восполнить освободившуюся нишу без снижения качества и при соблюдении приемлемого уровня цен. Время повального шиномонтажа на данный момент прошло, поэтому на деле проверить есть ли реальный дефицит в этой области невозможно. Время покажет, сможет ли рынок восполнить отсутствие ушедших поставщиков новыми игроками.
В некоторых сферах, например подшипников, дефицита не ожидается . Крупнейший поставщик на рынок шведская фирма «СКФ» вначале заявляла о сокращение объёмов производства, однако на данный момент по заверениям её представителей уровень запасов по зч складов в избытке. Уходить с занятых позиций компания не планирует, так что недостатка в подшипниках для автомобилей нет. Поставки также идут в полном объеме.
Таким образом, на место ушедших компаний приходят другие (в основном китайские) или приходят «прошедшие перезагрузку» старые компании. Дефицит может наблюдаться в таких случаях, когда нужен конкретный производитель, а поставок от него нет. Это актуально при гарантийном ремонте, когда сервис привязан к определённой марке бренда. На данный момент прорабатывают вопрос, чтобы при недостатке детали по наличию заменять её аналогичной от другого производителя. Если он решится положительно, то такой проблемы как увеличение сроков ремонта не будет. Такая практика уже применяется многими компаниями при проведении ТО и платных ремонтов.
Что происходит с ценами на зч?
Почему подорожали запчасти на авто в России? В связи с резким падением курса рубля и непонятной ситуацией с поставщиками в конце февраля-начале марта, цены на запасные части для автомобилей, как и остальные товары подскочили в 2-3 раза. Это объясняется тем, что продавцы таким образом себя обезопасили на случай резкого падения спроса. Затем на фоне укрепления курса рубля произошло некоторое снижение цен и сейчас они стабилизировались на определенном уровне. Если проанализировать ситуацию до 24 февраля и на данный момент, то можно сказать следующее:
- Повышение цен на детали ходовой, подвески, фильтра и т.п. составило 50-100%.
- Увеличение на кузовные комплектующие 30-50%.
Подешевеют ли запчасти на автомобили в России в ближайшее время? Ответим на этот вопрос отрицательно и точно не ошибёмся. Пока идёт спецоперация, нет стабильности в политической обстановке, цены будут держаться на уровне, при котором бизнес должен чувствовать себя в более или менее спокойной обстановке. Поэтому давать прогноз, когда подешевеют запчасти на авто в России на данный момент нет резона. А вот как подорожают запчасти на машины в России в недалёком будущем, этот вопрос более актуален на данный момент. Будем надеяться, что ещё одного скачка цен не предвидится, потому что покупательская способность населения не безгранична. Да и поставки потихоньку восстанавливаются.
Где Россия будет брать запчасти для автомобилей?
На данный момент говорить, будут ли в России запчасти на авто могут возникнуть только при заказе оригинальной детали. По аналогам как правило проблем нет, запасов складов у крупных продавцов хватает, чтобы удовлетворить потребности людей. В настоящее время прорабатывается вопрос о поставках от ушедших из России поставщиков через цепь посредников, чтобы обойти санкции. Не стоит забывать о китайских производителях, которые готовы занять освободившиеся места на рынке.
Стоит ли закупаться впрок?
После некоторой стабилизации ситуации в экономике вопрос, что наша страна осталась без запчастей для автомобилей, уже не вызывает напряженной реакции. Цены остановились на некотором уровне и не похоже, что они вырастут в ближайшее время. Курс рубля примерно за два месяца изменился от резкого падения в минимум до своего прежнего значения. Поставки возобновляются, параллельный импорт начинает работать. В данной ситуации наверное будет наиболее оптимальным не закупаться расходниками для автомобиля на все случаи жизни. А купить необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации (запас фильтров на одну замену, тормозные колодки, антифриз на долив).
ТОП-3 марки в России, на которые много запчастей на рынке
Обозначим машины, на которые много запчастей в настоящее время в доступности:
- Отечественные производители ГАЗ, ВАЗ, УАЗ
- Хёнде
- Киа
Проблема, когда закончатся запчасти, на эти марки не стоит остро, как на других, потому что данные производители не заявляли о намерении уходить с рынка, а также практически не останавливали сборочные конвейеры.
Надеемся на вопрос, что с запчастями для автомобилей в России, мы ответили. Высказывайте свои мнения в комментариях, свой взгляд на эту проблему.