Климат контроль и круиз контроль — системы, входящие в комплектацию современных авто. Первая — поддерживает установленную температуру, а вторая — скорость транспортного средства. Ниже кратко рассмотрим, в чем особенности каждого из устройств, как они работают, и чем отличаются.
Что такое климат контроль
Чтобы понять, чем отличается климат контроль от круиз контроля, необходимо знать особенности каждой из систем. Так, климатическая система — группа устройств, включающих кондиционер, температурный и влажностный датчик, блок управления и фильтры.
В ее функции входит создание в автомобиле комфортного климата путем установки определенной температуры. Оптимальный параметр — от 22 до 25 градусов Цельсия с влажностью 65-80 процентов. В зависимости от установленного параметра климатическая система включает кондиционер для охлаждения или обогреватель — для нагрева.
Во многих современных авто климат контроль входит в состав имеющейся аппаратуры. По желанию его можно установить вместо кондиционера при наличии специального оборудования. Это реально при наличии места для монтажа сервопривода и другой аппаратуры, а также ее подключения к базовой системе.
Перед рассмотрением отличий климат контроля и круиз контроля, важно выделить особенности первого:
- Сохранение и поддержание установленной температуры.
- Возможность автоматического или ручного управления.
- Более сложная система в сравнении с кондиционером.
Принцип работы «климата» построен на получении информации от датчиков, которые установлены в машине и за ее пределами. Вентилятор захватывает воздух с улицы и направляет его в салон, после чего один поток идет к печке, а второй — к испарителю кондиционера. Далее воздушные потоки смешиваются и направляются в салон.
Включение системы для создания оптимального климата осуществляется в ручном режиме путем нажатия On/Off или другой кнопки, а также в автоматическом режиме с помощью клавиши Auto.
В последнем случае система сама управляет всеми функциями для поддержания нужной температуры, а в первом задача регулирования ложится на автовладельца. При этом можно менять скорость вращения вентилятором, направление подачи потока воздуха и т. д.
В зависимости от типа климат системы доступно несколько режимов работы. Чаще всего предусмотрен обдув лобового стекла / ног, ветрового стекла, ног или груди / голове. Возможны и другие комбинации. Для ускорения нагрева / охлаждения предусмотрена опция рециркуляции, включение которой замыкает движение воздуха внутри салона.
Климат контроль отличается по количеству зон. Он может быть 1-зонным, 2-зонным, 3-х и 4-зонным. Наиболее распространенным является второй вариант, где для водителя и переднего пассажира устанавливаются индивидуальные температурные параметры.
Плюсы:
- поддержание комфортной температуры;
- функция полностью автоматической работы;
- множество регулировок;
- возможность настройки температуры для разных зон (на некоторых моделях);
- простое управление.
Минусы «климата»:
- увеличение стоимости машины;
- высокая цена обслуживания / ремонта;
- повышение расхода топлива;
- невозможность самостоятельного ремонта.
Что такое круиз контроль
Для рассмотрения разницы между круиз контролем и климат контролем необходимо понимать особенности первого. Круиз — это устройство, предназначенное для сохранения определенной скорости машины. Водитель разгоняет машину до определенного уровня, нажимает на кнопку включения и фиксирует скоростной показатель на определенном уровне.
Функция полезна при продолжительных поездках, когда необходимо долго придерживаться одной скорости и держать ногу на педали газа. После включения круиза водитель может расслабиться и отпустить акселератор. При этом система будет сама поддерживать нужную скорость вне зависимости от рельефа. Включение возможно при достижении 40 км/ч и выше.
В основе работы устройства лежит сервопривод, который тягой / тросиком соединяется с механизмом изменения подачи газа. Когда авто едет с одной скорости и по ровному участку, круиз контроль запоминает позицию газа и поддерживает скорость. При движении под уклон подается команда ЭБУ о необходимости увеличения подачи топлива для сохранения скоростного режима.
Круиз устанавливается на машинах с коробкой-автомат и на «механике». В первом случае все переключения осуществляются самостоятельно, а во втором от автовладельца может потребоваться самостоятельное переключение скорости в случае преодоления затяжного подъема.
Для управления круиз контролем предусмотрено несколько кнопок:
- включение / выключение — On/Off;
- регулирование скорости — Set/Assel;
- замедление на определенный уровень — Coast;
- возвращение к первоначальной скорости — Resume.
Отключение круиз контроля может происходить кнопкой или путем нажатия на тормоз.
Система бывает двух видов:
- Пассивная — простой вариант круиза, в функции которого входит поддержание скорости. Состоит из датчиков, привода заслонки и управляющего блока. При снижении скоростного параметра ЭБУ дает команду на увеличение подачи топлива.
- Адаптивная — более сложная система, подразумевающая наличие радаров, контролирующих расстояние до впереди движущихся машин. При этом круиз способен самостоятельно регулировать скорость — увеличивать или уменьшать ее. Главная задача такой опции состоит в предотвращении столкновения.
Плюсы:
- возможность дать отдохнуть ноге при длительной поездке;
- установка на машины с «механикой» или коробкой-автомат;
- экономия топлива до 7-8%;
- поддержание безопасного расстояния (для адаптивного вида).
Минусы:
- вероятность ошибок;
- риск потери бдительности водителем из-за продолжительного расслабления.
Чем отличаются
С учетом сказанного можно подвести итог, чем отличается круиз контроль от кондиционера. Это полностью разные устройства, ориентированные на выполнение индивидуальных задач. В функции круиза входит поддержание установленной водителем скорости, а кондиционера (климат контроля) — поддержание в салоне оптимальной температуры. Общее только в том, что эти устройства созданы для повышения уровня комфорта при вождении.
В комментариях поделитесь своим мнением об этих системах и особенностях пользования ими.