Адаптивный круиз контроль — система управления скоростью машины. Позволяет задавать скоростной режим, умеет контролировать впереди идущий транспорт и вносить корректировки в движение автомобиля (тормозить, разгоняться). Официальное название — Adaptive Cruise Control или сокращенного АСС. Ниже рассмотрим, что это за система, в чем ее отличия, и как пользоваться. Отдельно выделим плюсы и минусы.
Что такое
Для начала выделим особенности адаптивного круиз контроля, что это такое в автомобиле. Это дополнительная система, функция которой состоит в поддержании установленной скорости движения и ее изменения в случае появления препятствий впереди. Она помогает водителю в длительных поездках на трассе, а также в городских условиях.
При рассмотрении, что такое адаптивный круиз контроль в машине, стоит отметить возможность выбора водителем скорости и дистанции до впереди идущего транспорта. Если радар выявляет транспортное средство, которое едет впереди с меньшей скоростью, устройство дает команду на торможение для поддержания заданного интервала. Как только дорога освобождается, машина возвращается к первоначальному подходу движения.
Чем отличается от обычного
Многих интересует, чем отличается адаптивный круиз контроль от обычного, ведь на первый взгляд в них много общего. Новая система АСС является улучшенной версией, способной не только поддерживать определенную скорость, но и сохранять безопасную дистанцию, а также адаптироваться под текущую ситуацию.
В вопросе, что значит адаптивный круиз контроль, стоит отметить наличие специального датчика, измеряющего скорость / расстояние до впереди идущего транспорта. В зависимости от модели автомобиля могут применяться следующие типы устройств:
- Радар. Принцип действия построен на излучении электромагнитных волн и приема обратного сигнала. Корректировка частоты позволяет определить скорость, а время возврата сигнала — расстояние. Полученные данные преобразуются в электрическую форму и направляются к блоку управления. Для точной работы может потребоваться настройка и калибровка радара.
- Лидар. Работает на принципе инфракрасного излучения и по особенностям функционирования похож на радар. Выполняет задачи с помощью лазера. Имеет более доступную цену, но прихотлив к погодным условиям, поэтому на дорогих машинах не устанавливается.
На машинах с активным круиз контролем сенсор ставится н переднем бампере / радиаторной решетке машины. Радиус действия датчика находится на уровне 150 м. В более современных авто применяются сенсоры, работающие в коротком / длинном диапазоне. Первый обеспечивает работу с возможностью полного замедления машины, а второй — до 30 км/ч. Такая особенности расширяет возможности.
Последнее время набирает популярности активный круиз контроль с функцией Stop & Go, которые полезен при частых остановках транспортного средства. Система останавливает машину, если это делает движущееся впереди авто, а потом снова дает команду на набор необходимой скорости.
Таким образом главное отличие адаптивного круиз контроля от обычного — способность самостоятельно менять скоростной режим с учетом дорожной обстановки вплоть до полной остановки машины с последующим началом движения и достижения необходимой скорости.
Принцип работы
Для лучшего понимания необходимо знать, как работает адаптивный круиз контроль. конструктивно он состоит из следующих элементов:
- Датчики расстояния (упоминались выше). Установлены в передней части, должны быть чистыми.
- Дополнительные сенсоры. Контролирую положение автомобиля, особенности его движения (в горку, по прямой и т. д), положение ручки КПП, сведения дорожной разметки и т. д.
- ЭБУ — «мозг», обеспечивающий работу системы адаптивного круиз контроля. Устройство собирает информацию, которая поступает от разных систем. Оно анализирует скорость / дистанцию, угол поворота руля, боковое ускорение и другие данные. После этого дается команда к системе подачи топлива для изменения угла заслонки дросселя или к тормозам.
Зная эти особенности, несложно понять особенности активного круиз контроля, что это такое в автомобиле. Система позволяет устанавливать скорость в диапазоне от 30 до 180 км/ч, но у современных систем этот диапазон более широкий — от 0 до 200 км/ч. Последний вариант актуален для систем с опцией Stop & Go.
Установка адаптивного круиз контроля на заводе делает автомобиль более удобным в пользовании. Если на дороге нет других машин, система поддерживает установленную скорость. Как только впереди идущий транспорт ускоряется /замедляется/ перестраивается, происходит соответствующее изменение режима движения. Для повышения безопасности современные устройства часто дополняются опциями пассивной безопасности, экстренного торможения и GPS.
Как пользоваться
Управление адаптивными круиз контролем может меняться в зависимости от модели транспортного средства. При этом общий принцип во всех случаях неизменный. На рулевом колесе или подрулевом рычажке предусмотрены специальные кнопки. Именно с их помощью происходит управление системой.
Как включить
Для активации устройства достаточно набрать нужную скорость и нажать на кнопку включения.
Как настроить
В процессе поездки можно использовать клавишу SET для настройки. Также в зависимости от модели предусмотрен ползунок / качелька / лепестки / кнопки, позволяющие менять скорость вверх и вниз на 1 или 10 км/ч. Нажатие клавиши Resume позволяет вернуться к заданным настройкам. В зависимости от функциональности может быть кнопка установки лимита скорости и другие клавиши.
Как выключить
Если в адаптивном круиз контроле нет необходимости, его можно легко выключить. Для этого достаточно нажать на кнопку включения/выключения или на тормоз.
На каких машинах стоит
Сегодня сложно привести список авто с адаптивным круиз контролем, ведь он будет огромным. Почти все современные производители стараются устанавливать такие системы на своих машинах и даже придумывают свои собственные названия. Система устанавливается на ряд моделей Мерседес-Бенц, Порше, Бентли, Тойота, Лексус, Субару, Фольксваген, Хендай, Инфинити и других.
Разобраться, на каких машинах стоит адаптивный круиз контроль можно с помощью фильтра на сайтах продаж автомобилей. Также этот момент необходимо уточнять у дилера при покупке транспортного средства, ведь многое зависит от комплектации.
Как установить адаптивный круиз-контроль
Многих интересует вопрос, как доставить адаптивный круиз контроль на автомобиле, где он не предусмотрен. Такой шаг реален, но он требует внимательной подготовки и покупки многих материалов для работы. В частности, может потребоваться:
- замена насоса АБС;
- тормозная жидкость;
- датчик ускорения / перемещений;
- замена контакта подушки безопасности;
- установка нового основания под часовую пружину;
- монтаж модуля управления скоростью;
- установка радара;
- монтаж кнопки на рулевое колесо;
- замену радиаторной решетки (не всегда);
- разъемы провода и пины.
Чтобы поставить адаптивный круиз контроль своими руками, необходимо снять фары, бампер, АКБ и воздушный фильтр. Также потребуется снятие кресла пассажира, бардачка и других элементов. В процессе работ устанавливается датчик и прокладывается проводка к радару. Также потребуется замена тормозной жидкости и прокачка системы.
Много вопросов касается того, как установить адаптивный круиз контроль на старый автомобиль без современных опций. В таком случае может возникнуть сложности из-за невозможности подключения некоторых элементов или риска их некорректной работы. При этом затраты могут оказаться слишком большими.
Плюсы и минусы
Чтобы понять, нужен ли адаптивный круиз контроль, необходимо знать его плюсы и минусы.
- Повышение уровня безопасности для водителя / пассажиров;
- Уменьшение нагрузки во время движения по трассе / в городе;
- Самостоятельное регулирование скоростного режима;
- Уменьшение расхода топлива.;
- Расслабление водителя при длительном использовании системы и риск попасть в аварию;
- Невозможность применения на скользкой / мокрой трассе или дороге в условиях плохой видимости;
- Риск отказа из-за технических неисправностей.;
Как видно, система ACCS очень полезна и направлена на обеспечение комфорта и безопасности для водителя / пассажиров. Но использовать ее необходимо с умом, учитывать особенности и рекомендации производителя.
В комментариях поделитесь своим опытом пользования адаптивным круиз контролем и поделитесь рекомендациями.