Марки бензина в СССР: какие они были?

Предлагаем немного поностальгировать и вспомнить, какие существовали марки бензина в СССР. Сразу уточним, все заправки в тот период были государственными, соответственно, стоимость топлива оставалась единой по всей стране. А еще, горючее тогда отпускалось, минимум, по 10 литров. Просто, колонки были механические, с минимальным шагом счетчиков – 5 литров.

Автомобилей в то время было несравнимо меньше, чем сейчас. Соответственно, и АЗС тоже было немного. Это в наши дни, проживая в городе, водитель может быть уверен, что в любой момент «на лампочке» успеет доехать до ближайшей колонки. Да еще и может выбрать лить брендированное топливо или жидкость для простых смертных. А вот во времена СССР каждый уважающий себя автовладелец обязательно возил в багажнике полную канистру бензина про запас.

Марки топлива в СССР

Хотите знать, бензин каких марок существовал в СССР за весь период? Стоит упомянуть, полноценный расцвет нефтеперерабатывающего сектора начался после ВОВ. Однако, в довоенный период заправки, конечно, тоже существовали. Вот какие советские марки бензина можно было найти в период с середины 30х до начала 50х:

  • А-56. Им заправляли грузовые авто ЗИС и ГАЗ;
  • А-66. Подходил как для легковых авто, так и для грузовых.
  • А-70. Таким горючим заправляли иномарки, ЗИМы и ЗИС-110
  • А-74. Предназначался для легковых машин.

29.11.1968 года Госкомитетом ценообразования при Госплане были приняты и утверждены следующие марки топлива:

  • А-66. Был выведен из продажи к 1970м годам.
  • А-72. В СССР считался самым ходовым топливом;
  • А-76. Второй по популярности вид горючего;
  • АИ-93. Появился, примерно, в начале 80х и встречался на трассах в курортные города и отдаленных регионах. После распада СССР именно его переименовали в востребованный сегодня АИ-92;
  • АИ-98. Неизменный и по сей день;
  • Авиационный Б-70;
  • Экстра – для мотоциклов и двухтактных движков;
  • Сланцевый;
  • Топливная смесь – состав из 25 частей бензина А-72 и 1 части тракторного масла. Применялась для заправки двухтактных двигателей.
А вот популярный на настоящий момент АИ-100 был не в чести. Эксперименты с ним только начались.

Интересной особенностью является факт, что бензины марок А-76 и А-98 не продавались в зимнее время (с ноября по март). А еще, любому водителю, родом из СССР, хорошо знаком сигнал – колонка, обмотанная шлангом. Это означало, что топлива на заправке нет. Ну, и, соответственно, очередь из скопившихся машин, наоборот, всегда свидетельствовала о том, что топливо завезли.

Какие были цены?

Теперь вы знаете, какие марки бензина были в ходу в СССР. Далее, поговорим про цены, о которых водители старшего поколения сегодня вспоминают с большой тоской.

За весь период существования Державы, цены поднимались всего несколько раз. Предлагаем изучить табличку ниже:

Марка топлива Цена за 10 л по ГОСТу от 29 ноября 1968 г.
Авиационный 1 р. 20 коп.
Экстра ВТУ НП 67-60 1 р.
АИ-93 95 коп.
А-66 60 коп.
А-72 70 коп.
А-76 75 коп.
Сланцевый 60 коп.
Топливная смесь ВТУ 30-8-63 80 коп.
АИ-98 1 р. 0,5 коп.

Цены в розницу были едиными, по всей стране. Разве что, в отдаленных северных и сибирских регионах — немного выше. Это было связано с дополнительными тратами на доставку. Частники покупали топливо за наличные деньги. Госсектор – по талонам. Были попытки ввести талоны для всех категорий покупателей, их стали реализовывать в продовольственных магазинах (рубеж 60-70х и начало 80х), но инициатива не прижилась.

Кстати, АИ-98 и Экстра марки частным лицам не продавали.

  1. В начале 70х цены на весь бензин, кроме А-76, поднялись, в среднем, на 5 копеек.
  2. В 1978 произошло удорожание стоимости топлива в 2 раза.
  3. В 1981 случился еще один скачок, снова увеличивший ценники на 100%.

В 1980 году в СССР многих старых марок бензина уже не было, их вывели из продажи. Таким образом, в 1981 году ценовая картина выглядела следующим образом:

Марка топлива Стоимость топлива в 1981 году после повышения
А-76 3 р.
АИ-93 4 р.
АИ-98 4р. 40 коп.
Сланцевый 2 р. 60 коп.
Авиационный 4 р. 80 коп.
Топливная смесь 3 р. 40 коп.

Кто в СССР устанавливал цены и следил за качеством?

Качеством своего бензина СССР очень гордился, несмотря на то, что, практически, все марки были этилированными (с добавлением металлсодержащих присадок).

Контроль соответствия ГОСТам осуществлял Госкомитет ценообразования при Госплане. Наказание за мошенничество, установленные факты разбавления бензина и прочие преступления, было суровым. Как правило, топливо в СССР было качественным, строго соответствующим утвержденным стандартам.

Цены также устанавливал Комитет ценообразования, утверждая их сразу на целый год вперед.

Ну что же, теперь вы знаете, какие марки бензина были в Советском Союзе и сколько они стоили. К слову, после 1981 года тарифы больше не поднимались, вплоть до распада страны. Однако, постепенно стал формироваться дефицит, как и во всех других сферах того времени.

Нынешние цены на бензин, конечно, гораздо выше советских. Но не стоит забывать и об уровне заработной платы, который также возрос. А потому, предлагаем встряхнуться и улыбнуться! Давайте жить настоящим! У нас сейчас свое разнообразие в топливе (хоть среди марок бензинового, хоть дизельного).

7 комментариев “Марки бензина в СССР

  1. Сергей

    Там цена за 10 дитров умник   

    Ответить
  2. владимир

    тут по интернету ходят ещё масса однотипных статей.где написано что 93 бензин был синего цвета,но такого цвета он никогда не был,всегда был приятно розового цвета   

    Ответить
  3. владимир

    93 это не 92,это совсем другой бензин   

    Ответить
  4. Виктор

    "Далее в таблице цен на бензины в 1981 году надо было упомянуть, что это цена за 1 л, а не за 10 л как в предыдущей таблице"- Ха... тогда и госпереворот в этом-же году бы случился! Сколько можно купить бензина 3 руб. за литр на зарплату 120руб.? А жить тогда на что?...   

    Ответить
    1. Виктор

      Какие 3 рубля за литр? АИ-93 стоил все время до 1990 года 10,5 копеек за 1 литр неизменно до Павловский реформы в 1990 году, а А-76 - 6,5 копеек за литр!.   

      Ответить
  5. Александр

    В целом статья интересная, но есть масса неточностей, в том числе и принципиальных – так, автор утверждает, что бензин сорта А-66 «был выведен из продажи к 1970-м» [кстати, дефис при таком речевом расширении ставить надо], но сам же далее приводит образец топливного талона на бензин А-66 образца 1975 года (!). Тогда так и надо писать: не «к 1970-м», а «в 1970-е»! Так что вопрос, когда же в СССР прекратили использовать массовый сорт бензина А-66 так и остался нераскрытым. Далее вопиющая ошибка, про то что высокооктановый бензин марки АИ-93 якобы появился не «примерно, в начале 80-х», а гораздо-гораздо раньше, ведь на нём изначально работали двигатели: УЗАМ-412 для «Москвича-412» (выпуск которого на Уфимском заводе автомобильных моторов начался ещё в 1967 году!), ЗМЗ-Д24 для ГАЗ-24 «Волга»и все моторы ВАЗа, начиная с ВАЗ-2101 «Жигули». Т.е. данный сорт бензина был в продаже уже со второй половины 1960-х, а не с 1980-х! Далее в таблице цен на бензины в 1981 году надо было упомянуть, что это цена за 1 л, а не за 10 л как в предыдущей таблице (это к качеству оформления статьи). Далее вообще не упомянут АИ-95, а таковой бензин по ГОСТу все же был, хотя и импортный – им обеспечивали иномарки дипкорпуса в Москве и продавался он только за специальные талоны, покупаемые иностранцами за валюту, его в частности продавали на АЗС возле Аэровокзала на Ленинградском проспекте. В широкую продажу данный сорт бензина (по прежнему, кстати, импортный!) пошёл только с 1990-х, когда в страну хлынул поток иномарок. Далее АИ-98 был в СССР двух сортов: обычный этилированный АИ-98 и безсвинцовый АИ-98 «Экстра». Так, что «тщательнее надо – тщательнее», – как говорил М.М.Жванецкий.   

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *