Камеры на среднюю скорость — система, состоящая из двух устройств, находящихся на расстоянии от 0,5 до 10 км. Они фиксируют номер транспортного средства, скорость движения и координаты нахождения транспорта, а после отправляют данные в Единый вычислительный центр. Здесь рассчитывается средняя скорость, и принимается решение о выписывании штрафа. До сегодняшнего дня такая система действовала, но с сентября 2021 года ГИБДД перестала штрафовать автовладельцев за такие нарушения.
Что это такое и как выглядит
Во избежание непонятных моментов важно разобраться, что такое парная камера на дороге, и для каких целей она используется. Впервые технология появилась еще в 2013-м, когда предприятие «Автодория» оформило 38 контрактов в разных регионах на сумму около 1 600 млн рублей. Оно предложило одноименную систему, обеспечивающую контроль средней скорости. До 2019-го основная доля предприятия находилась у фонда «Стартобаза», которая на 95% принадлежала С. Никифоровой. В 2019-м 70% «Автодории» было выкуплено ООО «Сотка высоток», а еще 30% находится в руках организации «Открытые решения».
Таким образом, уже с 2013 года автовладельцы узнали, что значит парная камера на отрезке дороги. Это специальная система, которая работает в два этапа: измерение данных первой камерой, а потом — второй. В некоторых случаях число фиксирующих устройств может быть больше.
Первые парные камеры с промежуточным контролем и ограничением 110 или 90 км/ч появились в нескольких регионах: Смоленском, Московском, Татарстане. С самого начала ведутся дискуссия по поводу законности таких штрафов. Главная причина в том, что понятия средней скорости в ПДД вообще нет. Многим автовладельцам удавалось спастись в судах и добиться отмены выплат.
Много вопросов касается того, как выглядят камеры на среднюю скорость. Чаще всего они имеют вид ящика среднего размера, установленного на столбе с большим количеством подходящих к нему проводов.
Как работает
Главный вопрос касается принципа работы парной камеры видеофиксации. В ее функции входит фиксация нарушения и измерение не мгновенной, а усредненной скорости. Простыми словами, система функционируют последующему алгоритму:
- Первый девайс считывает номер машины и время пересечения определенной отметки.
- Второй — контролирует такие же параметры.
- Данные передаются в программный комплекс, который и выполняет расчет.
Рассматривая особенности парной камеры для промежуточного контроля, и что это означает, стоит детально отметить конструктивные особенности девайса.
Внутри коробка установлены следующие элементы:
- регистратор с оптическим объективом, который фиксирует движение автомобиля;
- модуль для расчета;
- 3G модем для передачи данных;
- ГЛОНАСС приемник;
- модуль с ЭЦП.
В основе лежит видеорегистратор, который фиксирует номер и формирует сообщение с маркером ГЛОНАСС и ЭЦП. Информация передается ко второму фиксирующему устройству. Как только машина проехала первую камеру, компьютер второй получает эти данные и дожидается появления транспорта в фокусе. Сразу после этого фиксируется время проезда и выполняется расчет. Если у парной камеры на конец участка стоит ограничение 90 км/ч, а вычисления показали превышение этого параметра, водитель штрафуется.
При расчете используется стандартная формула, когда время на проезд определенного участка делится на расстояние. В результате и получается средняя скорость. Параллельно делается снимок номера, создается автоматический протокол с ЭЦП.
Как и в случае с обычными камерами фиксации, измеряющими скорость, водитель не штрафуется в случае превышения до 10-20 км/ч. Если же измеренный показатель выше допустимого параметра, высылается штраф на сумму от 500 до 5000 р. Информацию об административном наказании можно получить через личный кабинет на сайте Госуслуг или по почте.
Какие нарушения ловит
Зная, как работают камеры на среднюю скорость, несложно разобраться в особенностях фиксации нарушений. Главное отличие «Автодории» от камер «Стрелка» в том, что используется не одно, а два фиксирующих устройства. Кроме того, определяется не скорость передвижения, а время, потраченное на прохождение определенного участка. Расстояние определяется заранее и представляет собой участок между фиксирующими устройствами.
Парная камера на начало участка с ограничением 90, 60 км/ч или другой скоростью имеет ряд преимуществ:
- Исключение эффекта, когда после проезда первой измеряющей камеры водитель сразу давит на газ. Расчет средней скорости позволяет быстро распознать такой обман.
- Перекрытие опасных участков дороги, когда нужно установить два устройства фиксации скорости.
- Возможность избежать штрафа, если при превышении допустимого режима на первом участке резко снизить скорость. В таком случае средний параметр может быть допустимым.
- Способность распознать злонамеренное нарушение, когда водитель в течение длительного участка трассы не придерживаются скоростного режима.
Отменили или нет
С момента появления системы законность камеры контроля средней скорости вызывала много споров. Главной причиной является отсутствие такого термина в правилах дорожного движения. Но такой опыт есть не только в России. Оборудование для контроля среднего параметра устанавливается в Финляндии и Франции. Но отметим, что оно применяется редко, а в большинстве стран и вовсе запрещено. К примеру, Германия производит и продает такое оборудование, но не применяет внутри страны из-за наличия ограничений.
В 2021 году также поднялся вопрос — разрешены ли камеры на среднюю скорость. Официально они работают и по закону пока не отменялись. Но в сентябре 2021-го появилась новость об отказе представителей ГИБДД штрафовать водителей при превышении этого параметра. Интересно, что причину такого решения никто не объясняют.
Ответ на вопрос, отменили или нет камеры на среднюю скорость, не однозначный. Официального запрета нет, но в некоторых регионах, к примеру, в Подмосковье, такие штрафы не взимаются с мая, а в Москве — с августа. В Прокуратуре отметили, что без внесения изменения в законодательство штрафы будут считаться незаконными, поэтому водители могут за них не переживать.
В комментариях расскажите, попадались ли вы на устройства, измеряющие среднюю скорость, что вы думаете о таком оборудовании, и стоит ли продолжать проведение такой практики в РФ.